Перейти к основному контенту Перейти к левой колонке

Надежда Алексеевна Коробцева - член-корреспондент АИМ: формирование индивидуального имиджа

В современной науке гораздо больше вопросов по формированию индивидуального имиджа, чем ответов на них. По многим проблемам - пути их решения в исследованиях...<br />
Автор статьи: Коробцева Н.А.

Формирование индивидуального имиджа и проектирование одежды: актуальные проблемы и направления исследований

Коробцева Н.А. / Член - корреспондент Академии имиджелогии, Москва/

 

В современной науке гораздо больше вопросов по формированию индивидуального имиджа, чем ответов на них. По многим проблемам – пути их решения в исследованиях. В настоящее время дизайнерами одежды осознается тот факт, что одежда – это не только оболочка для тела человека, выполняющая ряд утилитарных, физиологических, гигиенических, информационно-эстетических функций, но и нечто большее, к примеру, средство невербального общения между людьми. Следовательно, одежда – это одно из средств формирования индивидуального имиджа человека. Становление концептуального подхода к одежде как к объекту социально-психологического взаимодействия и воздействия людей друг на друга, выявляет ряд новых требований, которые необходимо учитывать при ее проектировании. Имиджелогический подход начинает определять направления развития дизайна одежды, дополняет взгляды на одежду как на объект прикладного искусства.

Осознание факта, что в ряде ситуаций первичен имидж, приводит к разгадке взаимосвязей «имидж» - «одежда». Имидж иногда настолько первичен, что в итоге не важно, одет человек или раздет. Вспомним сказку «Новое платье короля» Г.Х.Андерсена: «А король-то голый!». Если рассматривать одежду как средство общения между людьми, то следует иначе подходить к проблеме ее проектирования. Современного дизайнера по костюму необходимо обучать алфавиту «языка одежды» (Сестры Сорины,1998), чтобы процесс формирования индивидуального имиджа не носил только интуитивный характер. До недавнего времени швейниками решались задачи хорошего качества посадки изделий и производительного проектирования, сегодня – должны решаться задачи формирования индивидуального имиджа с помощью костюма. Дело в том, что иногда качество посадки может подчеркнуть нежелательные особенности фигуры, усилить комплексы непривлекательности. Если подходить с позиций имиджелогического подхода, то и качество посадки будет обеспечиваться иначе (прежде всего задачи построения имиджа, затем гармоничная подача фигуры, ее коррекция).

Попробуем ответить на вопрос: в состоянии ли современное проектирование обеспечить адекватный разговор на Языке одежды между людьми. Насколько область дизайна одежды готова к такой постановке вопроса?

Исходя из современных определений понятий «костюма» и «одежды» следует, что это некоторая художественная система, зависящая от замысла художника, но не от целей формирования чьего-то имиджа. Данное определение, как и подход в целом, сыграли немалую положительную роль в развитии российской школы дизайна костюма. Однако, очень часто оказывается недостаточно костюму обладать художественной ценностью и быть совершенным композиционно, важно иметь практическое значение и быть востребованным у потребителя, мало того – обеспечивать ему адекватный имидж.

Если признать, что «костюм» - это сложная невербальная психосемиотическая система, входящая в информационный треугольник «костюм» - «личность» - «внешность», то необходимо исследовать его роль во взаимодействии людей, а затем совершенствовать проектирование на этой основе. Необходимо подвергнуть изучению характеристики костюма и выявить информацию его элементов в имидже. На сегодняшний день имеем основное противоречие: оболочка человека (костюм, одежда), наделенная языком и несущая информацию в имидже, проектируется без какого-либо научного знания этой информации. Ценно и важно осознать, что костюм – это сложная интеграционная система, включающая одежду, прическу, головной убор, перчатки, украшения, грим. Это система, несущая социально-психологические функции в общении. Следовательно, существуют достаточно сложные взаимосвязи между «костюмом» и «личностью» того, кто его носит. Расшифровка и исследование этого должно быть предметом дальнейшего научного изучения и использования как основы для проектирования.

Построение индивидуального имиджа с помощью одежды складывается из многих компонентов. Ранее уже рассматривался алгоритм формирования индивидуального имиджа с помощью одежды (сестры Сорины, «Имидж женщины и ее одежда», 2004). Ведущим в этом процессе является выбор стиля одежды, исходя из приписываемых по нему характеристик личности. На втором месте – подбор цвета, который должен осуществляться исходя из данных психологии восприятия цвета, с учетом целей формирования индивидуального имиджа и принципов гармонизации конкретной цветовой палитры человека. Затем производится разработка вариантов костюмов, наилучшим образом реализующих цели формирования впечатления с учетом гармоничного восприятия фигуры человека в целом.

Для выполнения алгоритма формирования индивидуального имиджа с помощью одежды требуется концептуальный переход в проектировании от разработок «оболочки тела человека» к созданию «оболочки для восприятия». Однако, этот переход не настолько прост, как кажется. На сегодняшний день не все проблемы проектирования «оболочки для тела» решены. И это в определенной мере сдерживает развитие следующей концепции.

Подход к одежде как к некоторому невербальному языку приводит к дополнению термина «проектирование одежды». Проектирование новых моделей одежды – это комплексное решение задач формирования имиджа человека с помощью одежды, наряду с решениями «художественных, эргономических, технических, технологических, экономических и других задач» (Мартынова А.И., 2002).

Исходя из концепции проектирования одежды как оболочки для восприятия, требуется исследовать и изучить особенности и закономерности этой оболочки. Разработка новых форм при этом должна вестись не просто как разработка художественного образа, порожденного автором, а как образа, с заранее прогнозируемым впечатлением. На первом этапе должна осуществляться гармонизации одежды с внешностью заказчика (особенностями габитуса и его частей). На втором этапе одежда должна адекватно соответствовать личности, не вызывать у него личностного дискомфорта и противоречий. На третьем этапе осуществляется проектирование необходимого имиджа в соответствии с задачами, решаемыми личностью (сестры Сорины, 1998).

Если рассматривать одежду как средство формирования имиджа, то возникает импрессивный подход к проектированию одежды – научное направление, обозначающее стык проектирования одежды с имиджелогией. Импрессивный подход подразумевает на первом этапе осуществление разработок с учетом составляющих впечатления от одежды, а на втором - осуществление проектирования с учетом целей формирования индивидуального имиджа.

Для этого исследуются связи между составляющими моделей одежды и характеристиками впечатления. Выдвижению импрессивного подхода послужило исследование взаимосвязи стилевого решения одежды и приписываемых характеристик личности. Экспериментально подтвердилась гипотеза о том, что изменение стилевого решения одежды влияет на изменение приписываемых характеристик личности, следовательно, и на формируемый имидж. Результаты подробней см. в книге «Имидж женщины и ее одежда» (сестры Сорины, Ростов-на-Дону, Феникс,2004). Следует отметить, что исследования импрессивного подхода, как самостоятельного научного подхода, неизбежно приведут к четкому управлению «разговором» на языке одежды, построению адекватной системы индивидуальных имиджей.

Японскими исследователями установлено, что среди факторов, влияющих на выбор одежды, 33% принадлежит системе впечатления, 33% - социальным и экономическим факторам, и столько же - функциональным. Без исследований в области впечатлений от одежды мы не сможем разработать надежную схему прогноза и управления спросом на швейные изделия. Тенденции исследований, проводимых в мире, показали активное использование методов психологии восприятия для оценки субъективного впечатления на различных стадиях знакомства с изделием, включая примерку и опытную носку. Ведутся исследования элементарного уровня восприятия (психофизические исследования ощущений человека от одежды). Оцениваются, прежде всего, материалы и форма одежды. Зарубежные психофизические разработки позволили предложить ткани повышенной комфортности для деловой женской и мужской одежды – это ткани под названием «антистресс» и «антипот». Это дорогостоящая костюмная группа материалов, содержащих шерсть, тонких и чрезвычайно комфортных (на психофизическом уровне ощущений), обеспечивающих невероятное качество мужского и женского костюма.

Наши психофизические исследования абсолютной и дифференциальной сенсорной чувствительности зрительного восприятия позволили предложить метод проектирования и поднять эффективность ручного и автоматизированного проектирования, разработать вариативные ряды конструкций на основе измерений ощущений человека от составляющих одежды. Данные исследования являются первым шагом к реализации концепции формирования имиджа в проектировании.

Импрессивный подход предлагает на первое место поставить потребителя, его потребности, особенности его фигуры, всестороннее изучение аспектов его восприятия одежды. Поэтому, в отличие от сложившегося подхода на «эталонную фигуру» (роста 176, 182, обхвата груди и бедер 90, обхвата талии – 60), предлагается подход проектирования на реального (возможно типового) потребителя, с более полным учетом восприятия особенностей и отклонений от типового телосложения.

Импрессивный подход вносит методологию психологии восприятия в проектирование и позволяет использовать ее при разработке швейных изделий и является, несомненно, шагом к научной разгадке взаимосвязей «имиджа» и «одежды» и построению на этой основе необходимого имиджа.

/по материалам ТТретьего Международного симпозиума по имиджелогии «Имиджелогия – 2005», май /

Лилия Стил

03/01/2016

Лилия Стил. Что такое имидж?

"Школа практического имиджпа "Ванесса" предлагает на страницах своего сайта  чтение книги, которая  поможет любой женщине легко  сориентироваться в вопросах стиля так, чтобы выбрать именно свой неповторимый облик, чтобы получить возмож­ность каждый день поражать воображение окружающих от Вас, опять такой новой!

Книга называется "365 имиджей на каждый день". Автор: Лилия Стил. "Читая эту книгу, Вы окунетесь в  полное многообразие стилей и имиджей, которые просто ждут своего воплощения в реальной жизни. Постарайтесь вжиться в предлагаемый образ так, как того требует Ваше мироощущение именно сегодня, и Вы почувствуете зримое видоизменение привычного образа. Возможно, ус­пех, которого вы добьетесь в результате, превзойдет все ваши ожида­ния!..."

Wellness - МАСТЕРСКАЯ "Ванесса"
Wellness - МАСТЕРСКАЯ "Ванесса"/КБ "ВАНЕССА"/Школа Конструирования Одежды

Разнообразный спектр услуг по разработке и изготовлению современной одежды  от "А" до "Я".

Подробнее ... 

Экспресс-курс "Фейсбилдинг"


ЭКСПРЕСС  - КУРС "ФЕЙСБИЛДИНГ"

Тренировка мышц лица. Экспресс - курс. Индивидуально.




КиноКлуб "СинемаЛог"

КиноКлуб "СинемаЛог" открыт для всех, кому интересно кино само по себе, интересны другие люди, и ты сам – во взаимодействии с ними.

Подробнее ...

КиноКлуб"СинемаЛог"