ПСИХОЛОГИЯ МОДЫ. МОДА КАК "ОТНОШЕНИЯ" |
Каждое общество создает общие и специфические ценностные ориентиры и нормы, которые выражают в нем интересы и цели. И человек, принадлежащий к этому обществу, воспринимает их как критерий своего поведения.
В психологии за теоретический базис изучения ценностей и ценностных ориентаций, как правило, принимается то, как человек их переживает и оценивает. При этом подчеркивается, что ценностные отношения человека к внешнему миру сориентированы на других людей, на общество в целом, на идеалы, представления и нормы, которые в обществе функционируют.
Если это рассматривать в контексте «моды», то очевидно, что фактор ценности связан плотно с фактором времени, то есть актуальность моды сохраняется до тех пор, пока взаимодействие между людьми основывается на схожести личностных смыслов. Другими словами: если ценности людей к тем или иным формам культуры сходны – это можно называть модой.
Но разные группы людей ориентируются на разные эталоны. Одна и та же вещь всегда имеет шанс вызвать совершенно разные реакции. К примеру: для подростков в 14 лет значимость моды достаточно велика. Большинство подростков этого возраста считают, что жизненные цели могут быть достигнуты за счет использования средств моды. Но уже в 16 лет значимость «моды как цели» у них значительно меньше. И это объяснимо: по мере взросления диапазон средств социальной адаптации расширяется, и мода утрачивает свои позиции в иерархии ценностей личности.
Тогда что такое мода? Некая реальность, доступная для внешнего наблюдения? А может, личное переживание этой реальности? Ответ очевиден: и то, и другое. И в этом суть моды конца ХХ – начала ХХI века: мода принимает значение «отношения», в отличие от значений прежних, таких как «подражание», «вкус», «образ жизни», «социальная норма».
Мода с точки зрения технологий и конструирования - это, конечно, ультрасовременные материалы, оригинальные решения, утверждение стиля. Но с точки зрения психологии современная мода – это постоянное установление новых отношений между личностью и окружающей средой.
Модная одежда, при этом, далеко не единственное и не главное средство для установления таких отношений. Однако, для людей, которые по тем или иным причинам на том или ином этапе своего жизненного пути не находят адекватных средств для единства личного и социального, модная одежда приобретает значение не маловажное.
Итак, что есть мода? Это миф современного общества, который позволяет упорядочить общепризнанное на данном этапе отношение людей к внутренним и внешним формам культуры. Характер отношений и взаимодействия людей в данном обществе и в данной группе, личностные особенности участников определяют качество и динамику развития модных тенденций. Хотя обратной стороной этого процесса становятся специфические социальные феномены, которые находятся под влиянием моды.
Тогда что может быть критерием моды? Про это – уже в другом очерке.
/Елена П. Иванова/