Перейти к основному контенту Перейти к левой колонке

Культурологическая составляющая имиджа

"Имиджелогия - 2010" [Увеличить]  

В условиях возрастания информации, коммуникации, визуальности и симулятивной культуры все большее значение приобретает имидж...

Автор статьи: Соколова - Сербская Лидия Александровна - академик Академии имиджелогии, вице - президент Лиги профессиональных имиджмейкеров, профессор кафедры социально - культурной деятельности Московского городского университета управления правительства Москвы, художник - модельер, кандидат философских наук, доктор исторических наук, член правления Ассоциации друзей Франции..

Культурологическая составляющая имиджа

Соколова – Сербская Л.А. /Член – корреспондент АИМ/,

Сороковикова В.И. /Москва, Россия/.

Одной из важнейших задач культурологии как науки становится анализ характерных черт современной культурной ситуации. Ключевым понятием для понимания специфики нынешней ситуации стал термин «постмодернизм». В качестве характеристики современной культурной эпохи постмодернизм вызывает повышенный интерес как среди культурологов, так и среди философов, занимающихся рефлексией культуры.

В качестве основных черт нынешней постмодернистской культурной ситуации называют: рост в геометрической прогрессии коммуникации и информации, визуализацию, симулятивность, новое мироощущение современного человека.

Имиджелогия как наука становится особо востребованной именно в связи с этой новой культурной ситуацией. Технологии формирования имиджа призваны помочь справиться с решением задачи создания желаемого образа, что в условиях современной культуры становится необходимым условием успешного функционирования в обществе.

В современном мире, овладевающем все новыми формами и методами передачи и хранения информации, предполагается более углубленный подход к процессу коммуникации. Следует учитывать специфику ценностных ориентаций, во многом предопределяющих мотивы и результаты общения.

Требуется разработка новых стратегий коммуникаций, ориентированных на активизацию не только национально – культурных потенциалов общества, но и психических, ментальных внутриличностных ресурсов каждого человека. Это предполагает включение людей в интегральные процессы, имеющие место в межкультурном взаимодействии, ориентированным на организацию поведения личности.

Быстрые темпы изменения культурной ситуации в мире требуют формирования нового стиля социального поведения человека. Это стиль, отличающийся большей рефлексивностью, использование новых технологий общения, которые разрабатываются в рамках культурологи, психологии, имиджелогии.

Важнейшим элементом современной теории общественного процесса является концепция информационного общества, отражающая объективную тенденцию перехода человечества к устойчивому развитию, формирование гуманистического измерения технологического прогресса.

Информационное общество рассматривается как особый этап развития постиндустриального общества, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются знания и информация.

В информационном обществе возрастает доля информационных коммуникаций, создаётся глобальное информационное пространство, обеспечивающее доступ людей к информационным ресурсам. Само становление информационного общества - это закономерный этап развития цивилизации, происходящий в результате воздействия современных информационных и телекоммуникационных технологий на экономику, социальную структуру, государство, право, культуру. Информационные технологии существенно меняют не только производство продуктов и услуг, но и проведение досуга, реализацию гражданских прав, общение людей.

Государство в становлении информационного обществ играет роль координатора деятельности различных субъектов общества, призванного целенаправленной политикой способствовать интеграции людей в новое информационно – технологическое окружение, развитию отраслей информационной индустрии, обеспечению прогресса демократии и соблюдения прав личности. Информационное взаимодействие государства и общества является наиболее оптимальным при использовании информационных и телекоммуникационных технологий для повышения общей эффективности деятельности государственного механизма, формирования информационно открытого общества, развития институтов прямой «электронной» демократии.

Сегодня многие российские эксперты и политики склонны считать, что переход к информационному обществу является наиболее рациональным путём повышения качества жизни населения страны за счет вступления России на путь цивилизованного развития и перевода экономики на наукоемкие, ресурсосберегающие технологии и производства.

В исследованиях последних лет культуру информационного постиндустриального общества характеризуют как постмодернистскую. Само понятие «постмодернизм» стало уже не просто искусствоведческим или культурологическим. Оно претендует на статус философского.

К числу важнейших характеристик постмодернистской культуры принято относить особую роль коммуникации и информации, а также: визуальный и симулятивный характер современной культуры. Радикальнейшие изменения современного общества во многом связаны именно с революцией в области коммуникации. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к впечатляющему рывку вперёд в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни.

Роль информации достигла таких масштабов, которые невозможно было представить предшествующим поколениям! Начиная с 70-х годов ХХ века, информация возрастает не в арифметической, а в геометрической прогрессии, превратившись в глобальный и неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации.

Именно информация, управление и организация умчали развитые страны в новую цивилизацию, переход к которой для них начался в 60-х и закончился в 80-х. Если в середине XIX в. объём всей имеющейся у человечества информации удваивался за 50 лет, то сейчас - за каждые два месяца. Современный человек за свою жизнь должен воспринять в десятки тысяч раз больше информации, чем его предки за 300-400 лет.

За последние 30 лет было произведено больше информации, чем за предшествующие пять тысяч лет. В культурологических исследованиях последнего времени такая ситуация получила название «информационной травмы».

Возникает задача целенаправленного воздействия на ту информацию, которую несёт с собой имидж.

В современном информационном постиндустриальном обществе доминирующей становится визуальная культура, культура экрана телевизора и монитора. Возможности слова в книжной культуре несравнимы с возможностями глаза в культуре экранной, визуальной и виртуальной. Культура глаза возвращает нас к миру образов, доминированию не левого, а правого полушария, не рационально – понятийного, а чувственно – образного осмысления мира. Визуальная культура имеет ряд преимуществ по сравнению с культурой книжного текста, а именно: конкретность, образность, доступность, выразительность.

Новая информационная культура становится симулятивной. Замена реального - «знаками реального» - становится свидетельством эволюции современной культуры, отказьвающейся от парадигмы «отражения реальности» и принимающей её симуляцию. Две реальности - реальность пребывания и виртуальная - совпадают крайне редко. Общество тотальной информации отнюдь не становится обществом истины.

В качестве симулятивных можно рассматривать все события реальности. В постмодернистских исследованиях отмечается, что СМИ осуществляют характерную для современной культуры в целом симуляцию коммуникации, информации и смысла.

В условиях возрастания информации, коммуникации, визуальности и симулятивной культуры все большее значение приобретает имидж. Современная визуальная культура предполагает обязательность технологии имиджирования для человека, для организации, для страны.

Информационное общество как общество знаний и образованности во всё большей степени требует осведомлённости каждого в психологии поведения, в понимании закономерностей формирования имиджа.

Под имиджем понимается некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта. Имидж относится к сферам подсознания и обыденного сознания и выступает в качестве социальной установки и ценностного стереотипа. Имидж – это понятие изменчивое. Меняется сфера – должен измениться имидж.

На современном этапе культурного развития имидж становится полноценным информационным продуктом. Проблемой формирования имиджа и технологий его реализации занимается имиджелогия - теория, развивающаяся на стыке целого ряда наук, таких как культурология, социология, психология, философия и политология, PR и теория моды.

Имиджелогия становится новой гуманистической технологией, выполняющей важные функции в культурной ситуации информационного общества. Имиджелогия базируются на фундаментальных традициях как мировой, так и национальной культуры. За последние годы имиджелогия стала новой, быстроразвивающейся отраслью научного знания.

Формирование знаний и умений имиджирования является насущной задачей в современной культурной ситуации, обусловленной ростом медийных средств и значения создаваемых и транслируемых ими образов.

Главное предназначение имиджелогии – научное обоснование процесса создания имиджа. Имидж является символическим образом – представлением, связь которого с реальность существует в широком диапазоне: имидж может искажать реальность, может раскрывать ее или представлять частично. Задачей теории имиджелогии является исследование и описание закономерностей формирования и трансформации имиджа. Поиск способов коррекции и управления имиджем должен осуществляться на практике.

Идут активные поиски путей практического преломления человековедческих знаний, что, в свою очередь, обусловливает настоятельную потребность исследования феномена имиджа, всесторонней разработки факторов оптимизации межличностных отношений людей.

Последнее должно способствовать решению многих практических задач, ибо научная обоснованность и осознанная прогрессивная направленность поведения людей является необходимым условием успешного переустройства современного общества. До сих пор недостаточна степень научной разработанности проблемы имиджа, которая способствовала бы профилактике разрешения культурных конфликтов, формированию готовности находить оптимальные пути достижения тех или иных целей в сфере общения. В связи с этим требуют анализа разнообразные аспекты формирования имиджа, в том числе и его культурологическая составляющая.

/ по Материалам Пятого Международного Симпозиума Имиджелогии/.

Лилия Стил

03/01/2016

Лилия Стил. Что такое имидж?

"Школа практического имиджпа "Ванесса" предлагает на страницах своего сайта  чтение книги, которая  поможет любой женщине легко  сориентироваться в вопросах стиля так, чтобы выбрать именно свой неповторимый облик, чтобы получить возмож­ность каждый день поражать воображение окружающих от Вас, опять такой новой!

Книга называется "365 имиджей на каждый день". Автор: Лилия Стил. "Читая эту книгу, Вы окунетесь в  полное многообразие стилей и имиджей, которые просто ждут своего воплощения в реальной жизни. Постарайтесь вжиться в предлагаемый образ так, как того требует Ваше мироощущение именно сегодня, и Вы почувствуете зримое видоизменение привычного образа. Возможно, ус­пех, которого вы добьетесь в результате, превзойдет все ваши ожида­ния!..."

Wellness - МАСТЕРСКАЯ "Ванесса"
Wellness - МАСТЕРСКАЯ "Ванесса"/КБ "ВАНЕССА"/Школа Конструирования Одежды

Разнообразный спектр услуг по разработке и изготовлению современной одежды  от "А" до "Я".

Подробнее ... 

Экспресс-курс "Фейсбилдинг"


ЭКСПРЕСС  - КУРС "ФЕЙСБИЛДИНГ"

Тренировка мышц лица. Экспресс - курс. Индивидуально.




КиноКлуб "СинемаЛог"

КиноКлуб "СинемаЛог" открыт для всех, кому интересно кино само по себе, интересны другие люди, и ты сам – во взаимодействии с ними.

Подробнее ...

КиноКлуб"СинемаЛог"