Перейти к основному контенту Перейти к левой колонке

Психосемиотика персонального имиджа

Из Доклада на Пятом Международном Симпозиуме Имиджелогии: классификация знаков индивидуального имиджа...

Автор статьи: Степанова И.И.

Психосемиотика персонального имиджа

Степанова И.И.(Член-корреспондент АИМ, Москва, Россия)

Воспринимая партнера по общению мы каждый раз стремимся понять его сущностные особенности, и несмотря на житейское выражение, что «...чужая душа­ потемки», практически невозможно ограничить себя от попыток объективирования внутреннего мира партнера по общению, его психологических особенностей и характеристик, через внешние проявления или «знаки» имиджа (в психологии такие феномены объяснялись в теории приписывания или в психологии общения – эффектом стереотипизации). Чаще всего такое поведение нам свойственно, если партнер по общению не близкий нам человек и в ситуации внешней ограниченности общения.

Современная имиджелогия в рамках основных направлений исследований обращает свой взор на изучение понимания впечатления, исходящего от носителя имиджа, и, с другой стороны, управление носителем имиджа тем впечатлением, которое складывается в сознании воспринимающего субъекта.

Многие люди, в силу ограниченности количества специалистов по созданию имиджа - имиджмейкеров (а возможно, и по причине их невысокой квалификации), стремятся самостоятельно освоить различные способы создания и управления имиджем (вероятно этим объясняется высокий спрос на пособия по имиджу для неспециалистов). Однако, практические рекомендации зачастую очень узки: в худшем случае, они касаются изменению прически и макияж, в лучшем - к вышесказанному добавляется одежда, пластика, навыки ораторского искусства. Тем же банком приемов пользуются современные имиджмейкеры.

Например, В.М. Шепель на курсах и в своих книгах уделяет большое внимание рассмотрению таких составляющих имиджа как: одежда, речь, жесты, запахи, прически, макияж и личное обаяние.

А.Ю. Панасюк (2001) использует гораздо более обобщенные формы личного имиджа: средовой, габитарный, овеществленный, вербальный, кинетический, однако, раскрывает их очень ограниченно.

Странным в такой ситуации является удивление имиджмейкеров и их клиентов, удивление тех, кто занимается самопомощью, что «созданный» имидж не работает, не дает изменения внутреннего состояния и внешнего пространства (изменение реакции окружающих).

Нам видится, что одной из первостепенных задач персональной имиджелогии является создание универсальной классификации всех составляющих имиджа персоны, и углубленное изучение влияния каждой составляющей на создание определенного впечатления у субъекта восприятия. Попытка создания такой системы предпринята в нашей работе.

В основе нашей классификации лежит психосемиотический подход (подробнее об этом можно узнать из работ Е.А. Петровой). «В центре психосемиотики, - пишет она, - ­лежит представление о том, что знаки – это не только индикаторы внутреннего психического содержания, но и способы его развития и формирования».

Б.Ф. Ломовым, М.В. Гамезо, В.Ф. Рубахиным в начале 70-хх годов ХХ века была обозначена проблематика и создана общая теория психологического изучения знаков и знаковых систем. Объектом психосемиотики является функционирование семиотических систем естественного или искусственного генезиса в деятельности, познании и общении людей (Петрова Е.А., 2000).

Конечно, одной из семиотических систем является персональный имидж. Различные исследования показывают, что в процессе восприятия субъект вычленяет отдельные знаки, интерпретирует их, а потом обобщает, то есть подтверждает информацию от разных знаков имиджа. Если знаки складываются в единый непротиворечивый образ, то у воспринимающего создается доверительное отношение к носителю имиджа.

Однако, в определенных ситуациях, проявляется эффект плавающей доминантности, описанный в докторской диссертации Е.А. Петровой. Эффект состоит в следующем: если один знак имиджа противоречит остальным, то он может стать доминирующим, то есть ключевым при интерпретации партнера по общению. Именно этим эффектом объясняется возможность создать впечатление богатого человека, с помощью только очень дорогих часов или эксклюзивных украшений, при прочем неприметном виде. Слово «плавающая» указывает на то, что доминирующими в зависимости от ситуации могут быт разные знаки имиджа.

Перейдем непосредственно к самой классификации знаков индивидуального имиджа, которыми мы пользуемся в обыденной жизни для объективации и понимания внутренней сущности партнера по общению.

  1. Речь. Сюда включаются словарный запас, красота и логичность речи, завершенность фраз, стилистическая сложность, использование мата и профессиональных терминов.
  2. Паралингвистика. Это наука, изучающая неязыковые средства, включённые в речевое сообщение, например: распределение пауз, покашливания, смех (и его вариации).
  3. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота голоса, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Существую результаты исследований, показывающие как связаны высота голоса с восприятием возраста человека: высокий голос в сознании воспринимающего связывается с молодостью и инфантильностью, а низкий - со зрелостью и мудростью, однако, большинство респондентов не задумывается, что такая характеристика голоса не является показателем психологических особенностей человека, и в реальности очень низко коррелируется с ними. В то же время громкость речи действительно связана с психологическими особенностями носителя имиджа, а именно со степенью активности.
  4. Габитус - совокупность наружных признаков, характеризующая строение тела и внешний облик человека: рост, конституция, соотношение частей тела, цвет волос, цвет кожи, форма головы, высота лба, длина пальцев, состояние здоровья, отраженное на теле, наличие дефектов тела (например, горб). Наши исследования показывают, что приблизительно 30% респондентов не использует в своей жизни такой визуальный стереотип, как «блондинка» (девушка или женщина со очень светлыми волосами) и очень часто данный знак диссонирует и стает доминантой в противоречие знакам отражающим ум и знания носителя имиджа (такой эффект отмечают до 80% респондентов).
  5. Костюм (в широком смысле термина) – одежда, обувь, сумка, аксессуары, прическа и т.д. В данном направлении проведено большое количество исследований, позволяющих сформировать определенный имидж.
  6. Кинесика - совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Сюда относятся жесты, мимика, походка, поза, контакт глазами. В психологии известно, что кинесика позволяет воспринимающему понять эмоциональное состояние партнера по общению в определенный момент. Для имиджелогии интересны жесты, позволяющие отнести человека к определенной социальной группе (например, уголовному миру, национальности и т д. ).
  7. Такесика. Поведение человека, связанное с тактильной системой восприятия: рукопожатия людей, поцелуи, поглаживания, похлопывания, пошлепывания, объятия и т.п.
  8. Проксемика. Исследует пространственные условия общения ­взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального и личного контакта. Цари, короли не случайно всегда располагались в пространстве выше, относительно своих придворных.
  9. Ольфакторные знаки - это запахи косметики и тела.
  10. Почерк. Речь идет не о психографологии (науке определения особенностей характера людей по их почерку), а про обыденные представления людей о связи размера букв, наклоне, вычурности почерка с определенными внутренними особенностями воспринимаемого.
  11. Репутация - сложившееся мнение окружающих о деловых или личных характеристиках человека, которая может предаваться по разным каналам информации, например, в виде оценок или слухов.
  12. Личные вещи носителя имиджа. Сюда включаются такие мелкие предметы, как ручка, ежедневник, мобильный телефон (его мелодия), и такие крупные, как машина.
  13. Личное или рабочее пространство. К этой группе знаков нами относятся: дом, квартира (выбор места расположения, размер помещения, внутреннее обустройство), собственный кабинет или только рабочий стол, например, украшенный по периметру всевозможными видами кактусов.
  14. Хобби (увлечения), то, чему человек в первую очередь отдает свое свободное время и внимание или что коллекционирует (например, пивные пробочки или винтажи).
  15. Поведение или поступки, совершенные воспринимаемым, чаще всего непосредственно на наших глазах и дающие основу для интерпретации мотивов и ценностей человека.
  16. Творчество. Сюда мы относим самостоятельно созданные картины, книги, статьи, коллекции одежды, возможно творческое выражение человека через приготовленные блюда или садовый участок.
  17. Люди, окружающие носителя имиджа (его секретарь, начальник, супруг и друзья).
  18. К последней группе относится любая знаковая информация, не вошедшая ни в одну из перечисленных групп. Это может быть: сайт или личную страничку в Интернете, фотографии воспринимаемого с мэром город или президентом страны, резюме и т. д.

Предложенная выше классификация не претендует на завершенность или как единственно возможный способ систематизации знаков персонального имиджа и направлений работы с имиджем. Однако, нам видится, что на современном этапе развития имиджелогии есть острая необходимость выделить и изучить все возможные знаки имиджа, а также то, как они воспринимаются в разных возрастных, профессиональных, социальных, этнических группах, так как без этого не сможет профессионально работать ни один имидж – консультант, так же, как и управлять впечатлением обычный заинтересованный человек.

/ По Материалам Пятого Международного Симпозиума Имиджелогии/.

Лилия Стил

03/01/2016

Лилия Стил. Что такое имидж?

"Школа практического имиджпа "Ванесса" предлагает на страницах своего сайта  чтение книги, которая  поможет любой женщине легко  сориентироваться в вопросах стиля так, чтобы выбрать именно свой неповторимый облик, чтобы получить возмож­ность каждый день поражать воображение окружающих от Вас, опять такой новой!

Книга называется "365 имиджей на каждый день". Автор: Лилия Стил. "Читая эту книгу, Вы окунетесь в  полное многообразие стилей и имиджей, которые просто ждут своего воплощения в реальной жизни. Постарайтесь вжиться в предлагаемый образ так, как того требует Ваше мироощущение именно сегодня, и Вы почувствуете зримое видоизменение привычного образа. Возможно, ус­пех, которого вы добьетесь в результате, превзойдет все ваши ожида­ния!..."

Wellness - МАСТЕРСКАЯ "Ванесса"
Wellness - МАСТЕРСКАЯ "Ванесса"/КБ "ВАНЕССА"/Школа Конструирования Одежды

Разнообразный спектр услуг по разработке и изготовлению современной одежды  от "А" до "Я".

Подробнее ... 

Экспресс-курс "Фейсбилдинг"


ЭКСПРЕСС  - КУРС "ФЕЙСБИЛДИНГ"

Тренировка мышц лица. Экспресс - курс. Индивидуально.




КиноКлуб "СинемаЛог"

КиноКлуб "СинемаЛог" открыт для всех, кому интересно кино само по себе, интересны другие люди, и ты сам – во взаимодействии с ними.

Подробнее ...

КиноКлуб"СинемаЛог"