Перейти к основному контенту Перейти к левой колонке

Самомаркетинг и самоимиджирование как факторы карьерного роста

По Материалам Шестого Международного Симпозиума "Имиджелогия - 2008: "Имидж как инструмент привлекательности и конкурентноспособности"...

Автор статьи: Семенова Л. М.

Самомаркетинг и самоимиджирование как факторы карьерного роста молодого специалиста на рынке труда

Сущность карьеры отражена в большинстве определений этого понятия, о чем свидетельствуют используемые в них термины «движение», «продвижение», «рост», а также подтверждается этимологией слова «карьера», что в переводе с итальянского означают «бег».

Под «карьерой» понимают активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. Карьера человека представляет собой процесс длиною в жизнь, который можно условно разделить на этапы: получение профессионального образования, устройство на работу, становление и продвижение по служебной лестнице, сохранение и закрепление, а также завершение до периода выхода на пенсию.

Понятие «карьера» имеет широкое толкование. В общественном сознании закрепилось представление о карьере, прежде всего, как о подъеме по должностной лестнице, карьере руководителя. Но постепенно формируется понимание карьеры как трудового пути, основной формы реализации своего потенциала, способностей, приобретение определенного социального статуса, развитие системы социальных ролей индивидуума.

В современном мире карьеру принято планировать и управлять ею, так как современному человеку приходится жить во времена конкуренции на рынке труда, в эпоху перемен. Карьера лежит в зоне личной ответственности, и никто не сделает ее за человека. В тесной взаимосвязи с категорией карьеры существует такое понятие как успех. Успех – удача в достижении чего – либо, общественное признание, хорошие результаты в работе, учебе. Успешный, обладающий свойством успешности, сопровождаемый успехом, удачей. А «путь к успехам», «само достижение успеха» - карьера.

Основной движущей силой в построении карьеры является мотивация, включающая в себя мотивы, связанные с желанием самореализации, самоосуществления в процессе творческой деятельности, смысл которой, как доказано многими исследователями, всегда глубоко социален.

На построение карьеры молодого специалиста влияют как субъективные, так и объективные факторы. Учет и тщательное изучение факторов, взаимодействующих с карьерным ростом, а также соотнесение их с потребительским спросом на рынке труда, приведет к грамотной выработке стратегии позиционирования товара «рабочая сила», которым выступает специалист как аккумулятор знаний, умений, таланта, профессионализма.

Как показывает анализ литературных источников и собственный практический опыт, самомаркетинг и самоимиджирование оказывают прямое влияние на карьерный рост специалиста и находятся в прямой зависимости от факторов, влияющих на карьеру.

Некоторые специалисты склонны рассматривать самомаркетинг как организацию рекламы самого себя на рынке труда с целью выгодной продажи своих знаний, умений, навыков. Другие считают, что самомаркетинг – это умение демонстрировать свои лучшие качества и навыки окружающим людям. Есть мнение, что самомаркетинг – это имидж, который представляет профессионала в самом выгодном свете.

Чтобы разобраться в этой дефиниции, рассмотрим некоторые определения.

Само – часть ряда сложных слов, приобретших в философии ХХ столетия заметное значение, выявивших и подчеркнувших специфику ее развития. Слова этого типа фиксируют силы, качества, формы, обеспечивающие особое бытие объектов, людей, природных и социальных систем. Их существование рассматривается на их собственном опыте, их внутренняя связность трактуется на «равных правах» с их внешними связями.

Самоидентификация – сложный процесс употребления себя (как правило, неосознанно) значимому другому образцу («сделать жизнь с …»). Идентификация выполняет важные функции в связи с выработкой «Я – концепции» и самореализацией специалиста в творческом процессе. Идентификация играет решающую роль в формировании психологического отношения специалиста по связям с общественностью к аудитории.

Самоимиджирование – процесс по созданию или коррекции собственного имиджа, обладающего заданными свойствами, результатом которого является достижение поставленных целей.

Самокоррекция – процесс исправления, поправка самого себя относительно имидж – стандарта.

Самомониторинг – изучение способов презентации себя в социальных ситуациях и регулирование поведения с целью произвести желаемое поведение.

Самопрезентация - процесс представления себя в социальных ситуациях и культурно принятых способов действия и поведения.

Самопродвижение – это открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в отборе кандидатов, назначении на должность и т.д.

Саморегуляция – воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояние.

Самореклама – создание максимальной популярности самому себе.

Мы понимаем самомаркетинг как процесс, включающий в себя все эти понятия, в том числе и самоимиджирование. Самомаркетинг является одним из путей повышения конкурентноспособности, успешности и карьерного роста специалиста. Современная реальность такова, что при высокой конкуренции на рынке труда человек становится «товаром». Молодому специалисту важно понимать, что очень часто успешнее других профессиональную карьеру устроит не тот, кто умеет работать, а тот, кто умеет эффективно применять на практике способы самомаркетинга и самопрезентации, кто умеет убедить в том, что именно он лучший профессионал.

Чтобы определить место самомаркетинга в системе управления карьерой, а также соотнести его с понятием маркетинга, стоит обратиться к самой сути понятия маркетинг и, как производимому от этого процесса, понятию маркетинг рабочей силы вообще.

Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп посредством создания и предложения, обладающих ценностью товаров и услуг и обмена ими с другими людьми.

Маркетинг на рынке труда можно рассматривать как систему деятельности, позволяющей его субъектам оценивать состояние рынка труда, тенденции его изменения и принимать обоснованные управленческие решения в сфере найма (трудоустройства), содействия занятости и эффективного использования человеческого капитала.

Все многообразные маркетинговые средства можно объединить в два основных вида: 1. Маркетинг, ориентированный на продукт, в качестве которого выступает рабочая сила (услуги труда). 2. Маркетинг, ориентированный на удовлетворение потребителей (работодателей) с учетом их дифференцирования.

Эти виды маркетинга на рынке рабочей силы находят выражение в следующем: одна сторона маркетинговой деятельности должна быть нацелена на товар, в форме которого выступают трудовые услуги, представляемые рабочей силой, другая – на удовлетворение потребностей работодателей. Однако, при сочетании этих двух видов маркетинга согласование спроса и предложения должно быть наилучшим.

К такому выводу можно прийти по следующим причинам. В мире быстрых перемен традиционная логика «причина – следствие», «причина – результат» не является уже столь полезной, как ранее, а зачастую, вообще неприемлема. Логика современного бизнеса движется между поиском причинно – следственных связей и умением видеть все многообразие взаимодействующих, часто разнонаправленных факторов. Такой логике в наилучшей степени соответствует концепция интегрированного маркетинга, согласно которой и продукт, и потребитель могут, и должны, создаваться в одно и тоже время. Потребитель (работодатель) должен получать рабочую силу для удовлетворения своих нужд, отвечающую его требованиям, потребностям его производства, а наемный работник – прилагать усилия к тому, чтобы подготовить и предоставить ему рабочую силу необходимого качества и количества.

Основными субъектами маркетинга на рынке труда выступают наемные работники, работодатели, государственные службы занятости, негосударственные структуры по содействию занятости, государственная служба миграции населения, профессиональные учебные заведения, профессиональные союзы.

Объектом маркетинга становится любой субъект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких – либо благ и на этих условиях пользуется спросом.

Маркетинг рабочей силы – это маркетинг трудовых услуг. Категория «рабочая сила» как товар имеет жизненный цикл. Одна из моделей жизненного цикла товара «рабочая сила» - жизненный цикл карьеры специалиста. Каждая стадия жизни человека характеризуется потребностью работать над определенными задачами развития, прежде чем он может более – менее продвинуться на следующую стадию. Для специалиста является важным продвижение по службе или карьера.

Карьера – это индивидуально – осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и деятельности в течение своей трудовой жизни.

Делая карьеру в условиях рынка труда, каждый человек выступает как создатель и продавец своей рабочей силы. Добиться успеха поможет знание конъюктуры рынка, его законов и методов работы на нем.

Самомаркетинг как элемент системы маркетинга функционирует на основе тех же принципов, а также имеет схожую стадиальность… Самомаркетинг – систематическое повышение рыночной стоимости самого себя, что помогает ускорить продвижение по служебной лестнице и быть успешным. Маркетинг намного облегчает жизнь всем, потому что его предназначение – выявить, чего хотят люди, а затем предложить им это, будь то – товар, услуга, специалист.

Самомаркетинг – процесс, состоящий из двух частей: 1. Сосредоточить внимание на себе, своих знаниях, умениях, навыках, личностных качествах. 2. Обратить внимание и изучить требования работодателя, которому вы хотите понравиться…

… Выделяют следующие этапы самомаркетинга: 1. Определение и изучение своего целевого рынка, а также факторов влияния на нем: изучение состояния рынка труда в регионе; изучение собственных возможностей; изучение наиболее выгодных потенциальных покупателей; анализ конкурентов. 2. Изучение и определение потребительского спроса на целевом рынке. Нужно определить, в каком товаре нуждается потенциальный покупатель и где этот покупатель находится. 3. Выработка стратегии позиционирования товара «рабочая сила» для продажи своему потенциальному покупателю. 4. Продажа товара «рабочая сила». Организация грамотной коммуникации в системе «продавец - покупатель». 5. Подтвердить свое реноме. Приобретая товар, покупатель не должен разочароваться в покупке. Эта стадия относится к так называемому послепродажному обслуживанию товара.

Молодому специалисту необходимо целенаправленно формировать собственный имидж как основу для конструктивных отношений в профессиональной деятельности. Грамотно построенный профессиональный имидж, с одной стороны, отражает цели, которые ставит перед собой человек, а с другой, - выступает как инструмент для достижения этих целей. Однако, чтобы достичь своих целей, необходимо четко определить их, продумать способы достижения, а также понять самого себя…

… Существенное значение в самомаркетинге и самоимиджировании имеет программа self–brandinga, то есть создания и «раскрутки» себя как профессионала, которую специалист должен составлять и обновлять каждые пять лет. В программу включаются конкретные действия по совершенствованию профессионализма, методы и сроки исполнения.

В построении успешной карьеры необходимо учитывать роль портфолио, которое состоит из достижений, результатов работы, реализованных проектов, а также наград, рекомендаций.

Таким образом, молодые специалисты, освоив основы самомаркетинга и самоимиджирования, приобретают навыки и умения, которые помогают им в период трудоустройства. Самомаркетинг и целенаправленная работа над собственным имиджем оказывают прямое влияние на карьеру специалиста и повышают конкурентноспособность на профессиональном рынке труда.

/ по Материалам Шестого Международного Симпозиума имиджелогии «Имиджелогия – 2008»/

Лилия Стил

03/01/2016

Лилия Стил. Что такое имидж?

"Школа практического имиджпа "Ванесса" предлагает на страницах своего сайта  чтение книги, которая  поможет любой женщине легко  сориентироваться в вопросах стиля так, чтобы выбрать именно свой неповторимый облик, чтобы получить возмож­ность каждый день поражать воображение окружающих от Вас, опять такой новой!

Книга называется "365 имиджей на каждый день". Автор: Лилия Стил. "Читая эту книгу, Вы окунетесь в  полное многообразие стилей и имиджей, которые просто ждут своего воплощения в реальной жизни. Постарайтесь вжиться в предлагаемый образ так, как того требует Ваше мироощущение именно сегодня, и Вы почувствуете зримое видоизменение привычного образа. Возможно, ус­пех, которого вы добьетесь в результате, превзойдет все ваши ожида­ния!..."

Wellness - МАСТЕРСКАЯ "Ванесса"
Wellness - МАСТЕРСКАЯ "Ванесса"/КБ "ВАНЕССА"/Школа Конструирования Одежды

Разнообразный спектр услуг по разработке и изготовлению современной одежды  от "А" до "Я".

Подробнее ... 

Экспресс-курс "Фейсбилдинг"


ЭКСПРЕСС  - КУРС "ФЕЙСБИЛДИНГ"

Тренировка мышц лица. Экспресс - курс. Индивидуально.




КиноКлуб "СинемаЛог"

КиноКлуб "СинемаЛог" открыт для всех, кому интересно кино само по себе, интересны другие люди, и ты сам – во взаимодействии с ними.

Подробнее ...

КиноКлуб"СинемаЛог"