Перейти к основному контенту Перейти к левой колонке

Национальные проекты и программы : отношение населения

Приведены результаты социологического опроса, проведенного в  феврале - марте 2006 года, об отношении населения к национальным проектам....

Автор статьи: Селезнева Ю.А.,  Афонский В.И.

Отношение населения к национальным проектам по результатам социологического опроса, проведенного в г.г. Тула и Щекино в феврале - марте 2006 года.

СЕЛЕЗНЕВА Ю.А. /Член – корреспондент АИМ, г. Тула/, АФОНСКИЙ В.И. /г. Тула/

Национальные проекты - это масштабные инвестиции для создания положительного фона в здравоохранении, образовании, строительстве жилья, агропромышленном комплексе с целью системного изменения существующих механизмов финансирования и деятельности в этих сферах.

Национальные проекты решают задачи: разработки законодательной базы для реализации проектов в полном объеме; увеличения заработной платы бюджетникам в полтора раза в реальном выражении; повышения качества образования и медицинского обслуживания; обеспечения России продовольствием; строительства медицинских центров и т.п.

О национальных проектах впервые начали говорить в сентябре 2005 года. Говорить много и постоянно.

Однако, проводя социологическое исследование информированности жителей Тульской области о национальных проектах, мы столкнулись с тем, что 60% жителей области ничего о них не знают. Опрос проводился методом структурированного интервью в феврале - марте 2006 года в городах Тула и Щекино. Было опрошено 750 че­ловек на основании квотной выборки по полу и возрасту. Такие результаты говорят как о недостаточном информировании, так и о неадекватном позиционировании национальных проектов.

Как же воспринимают национальные проекты те, кто о них знает ?

Социологический опрос показал, что 51% жителей области, из тех, которые знают о национальных проектах, оценивают их положительно. Нейтрально или безразлично идею национальных проектов оценивает еще 30% респондентов. В основном к данной категории относятся граждане, занятые в сферах, прямо не регулируемых действием национальных проектов (например, торговля, транспорт, связь, бизнес и др.).

Отрицательно к идее национальных проектов относится 19% опрошенных. К ним относится группа критически настроенных граждан, вообще не ожидающих от действий власти ничего положительного (например, пенсионеры), а также группа граждан, рассчитывающая на финансовую по­мощь по национальным проектам, но ее не получившая (например, медики, не работаю­щие в первичном звене).

Сравнив ответы жителей области и официальную информацию о проектах, мы от­мечаем, что большинство респондентов адекватно воспринимают конечную цель реализации национальных проектов - повышение качества жизни граждан. Хотя трактуют ее, ско­рее, как вариант быстрого прямого получения средств, о чем свидетельствуют ответы в от­крытых вопросах.

Что касается восприятия гражданами цели национальных проектов как повышение рейтинга Президента, то это в значительной мере говорит о высоком уровне недоверия государственной политике и деятельности политических лидеров страны.

Ведь, если реализация национальных проектов действительно принесет ожидаемую пользу, и будет способствовать проведению социально-ориентированной государственной полити­ки, то соответственно, объективно повысится рейтинг Президента и партии «Единая Рос­сия» как Партии власти. При этом повышение рейтинга не является основной целью реа­лизации национальных проектов, так как они являются, прежде всего, как «инвестициями в человека».

Получение положительного опыта реформ в качестве основной цели реализации национальных проектов воспринимают 11% респондентов. Данный показатель скорее можно оценить как нейтральный.

Действительно, получение положительного опыта реформирования для последующего эффективного ведения социально - ориентированной государственной политики важно. Но сама по себе реформа как инновация может вызвать сопротивле­ние, особенно при неоперативном решении текущих проблем реализации национальных проектов.

Среди других вариантов видения гражданами основной цели национальных проек­тов были названы «отмывание денег, присвоение общественных денег» / как отрицательные/, «привлечение в экономику иностранного капитала; привлечение к управлению экономикой больше граждан, решение проблем граждан, повышение рей­тинга популярности партии «Единая Россия» /как положительные/.

Таким образом, люди, прежде всего, воспринимают проекты, как возможность по­лучить деньги и повысить рейтинг первого лица страны. Это указывает на нечеткость позицио­нирования национальных проектов как инвестиций в человека и системных изменений в четырех отраслях народного хозяйства. Именно это, собственно, и является их основными задачами.

Мы попробовали прояснить отношение к национальным проектам, посредством оцен­ки ожидаемых результатов и получили следующую картину.

Возможные изменения в ре­зультате реализации национальных, проектов положительно оценивают 34% опрошенных, и положительно и отрицательно - 33%, отрицательно - 11%. Еще 22% опрошенных считают, что никаких изменений в результате реализации проектов не будет.

Таким образом, из 51% положительно воспринимающих идею национальных про­ектов, только чуть более половины ожидают их позитивного эффекта. Вторая половина опрошенных, положительно воспринимающих идею национальных проектов, в этом не уверена, и готова как к позитивному, так и к негативному эффекту, и более того, считает, что оба эффекта проявятся.

По отношению к 19% негативно воспринимающим идею национальных проектов, количество считающих, что никаких изменений в результате реализации проектов не бу­дет, возросло на 3%.

Почему так высок рост недоверия к проектам, которые направлены на позитивные и реальные изменения в жизни страны в целом и области в частности?

Основную проблему в реализации национальных проектов 46% туляков и жителей области видят в контроле за адресным распределением денежных средств. Еще 43% опрошенных отмечают недостаток денежных средств в регионе, а 10% указывают на дефицит кадров. Кроме того, были названы следующие проблемы: трудности, связанные с контролем, бюрократия, коррумпированность чиновников.

Интересным является тот факт, что по оценке граждан наиболее эффективно осу­ществлять контроль за адресным распределением денежных средств в ходе реализации национальных проектов способны специально созданные для осуществления функции контроля органы или подразделения.

Данный вариант ответа выбрали 39% респондентов. Второе место заняли СМИ - в качестве института контроля их назвали 29% опрошенных. На третьем месте – общественные организации - их назвал 21% респондентов. Партии как организации, способные наиболее эффективно осуществлять контрольные функции, по оценке граждан заняли последнее место - данный вариант ответа выбрали лишь 7% респондентов.

Также респондентами были названы другие варианты ответов по вопросу осуществления эффективного контроля; заинтересованные люди, лично губернатор, про­куратура, ФСБ, кто - то еще. Также были названы варианты: невозможно контролировать вообще, никто не способен осуществлять эффективный контроль.

Таким образом, идея национальных проектов вызывает положительную оценку примерно у 20% всех опрощенных (51% из тех 40%, кто знает о национальных проектах) что совершенно недостаточно для их широкой поддержки и эффективной реализации.

Фактически мы видим две проблемы: • недостаточная информированность граждан, • и невосприятие целеполагания национальных проектов - как системных измене­ний в указанных отраслях.

Обе проблемы взаимосвязаны. Необходимо выработать четкое позиционирование проектов как целостных, системных, долгосрочных изменений для улучшения качества жизни граждан страны. При позиционировании проектов, как «документов по раздаче де­нег» на первый план в сознании людей выходят проблемы честности распределения и не­достаточности объема поступающих средств.

К сожалению, граждане не воспринимают необходимость своего личного участия в проектах, желания системных изменений, без которых невозможно перейти к качествен­ному образованию и здравоохранению, реальному возведению жилья и производству рос­сийской сельскохозяйственной продукции.

На наш взгляд, мы в очередной раз сталкиваемся с иждивенческой позицией: гораздо проще получить рыбу, нежели удочку, которой ее можно наловить. Следовательно, в по­зиционировании проектов необходимо сделать акцент:

1. на необходимость личного участия и личной ответственности за результат при реали­зации национальных проектов,

2. на первый план выводить объединяющую роль проектов - как возможности систем­ных изменений, шанса создания цивилизованного пространства для жизни наших де­тей.

Безусловно, в ходе реализации национальных проектов возникает и возникнет еще значительное количество проблем, поскольку при всей значимости идеи, они недостаточ­но проработаны.

К примеру, в проекте «Здоровье»: из федерального бюджета финансируется выделе­ние высокотехнологичной техники для диагностики, а финансирование подготовки поме­щения для ее установки предусмотрено из средств муниципалитетов, что практически не­возможно, поскольку у муниципалитетов таких средств просто нет. Или: выделяются вак­цины, но не предусмотрено обеспечение шприцами и дезинфицирующими средствами…

Следовательно, особое внимание следует уделить проблемам изыскания денежных средств, предусмотренных программой реализации национальных проектов, на регио­нальном и муниципальном уровнях, и осуществления контроля поступления, адресного распределения и применения денежных средств по назначению, указанному в националь­ных проектах.

Нельзя позволить, чтобы из-за непроработанности темы была дискредитирована сама идея.

И здесь опять на первый план выходит объединяющая роль проектов - только все мы, вместе, вовремя информируя о проблемах, и настаивая на их решении, можем изменить ситуацию к лучшему.

/по материалам Четвертого Международного Симпозиума "Имиджелогия - 2006"/.

Лилия Стил

03/01/2016

Лилия Стил. Что такое имидж?

"Школа практического имиджпа "Ванесса" предлагает на страницах своего сайта  чтение книги, которая  поможет любой женщине легко  сориентироваться в вопросах стиля так, чтобы выбрать именно свой неповторимый облик, чтобы получить возмож­ность каждый день поражать воображение окружающих от Вас, опять такой новой!

Книга называется "365 имиджей на каждый день". Автор: Лилия Стил. "Читая эту книгу, Вы окунетесь в  полное многообразие стилей и имиджей, которые просто ждут своего воплощения в реальной жизни. Постарайтесь вжиться в предлагаемый образ так, как того требует Ваше мироощущение именно сегодня, и Вы почувствуете зримое видоизменение привычного образа. Возможно, ус­пех, которого вы добьетесь в результате, превзойдет все ваши ожида­ния!..."

Wellness - МАСТЕРСКАЯ "Ванесса"
Wellness - МАСТЕРСКАЯ "Ванесса"/КБ "ВАНЕССА"/Школа Конструирования Одежды

Разнообразный спектр услуг по разработке и изготовлению современной одежды  от "А" до "Я".

Подробнее ... 

Экспресс-курс "Фейсбилдинг"


ЭКСПРЕСС  - КУРС "ФЕЙСБИЛДИНГ"

Тренировка мышц лица. Экспресс - курс. Индивидуально.




КиноКлуб "СинемаЛог"

КиноКлуб "СинемаЛог" открыт для всех, кому интересно кино само по себе, интересны другие люди, и ты сам – во взаимодействии с ними.

Подробнее ...

КиноКлуб"СинемаЛог"